Самосвал разбивается через стационарный трафик, листья 13 травмированы

Самосвал разбивается через стационарный трафик, листья 13 травмированы

Система весового контроля под Новороссийском, позволяющая защитить дороги города и края от самосвалов с превышением допустимой массы, работает крайне неэффективно. «Юг Times» рассказывает о том, как и почему опытные дальнобойщики уходят от ответственности.

Казалось бы, это тема, далекая от обывателя. Но на самом деле она касается каждого из нас. Из федеральной и краевой казны на восстановление дорог выделяются кругленькие суммы, то есть магистрали ремонтируются за счет налогоплательщиков. Именно перегруженный грузовик наносит дорожному покрытию наибольший урон, воздействием на асфальт приравниваясь к 40 тысячам легковых автомобилей.

В Краснодарском крае есть стационарные посты, производящие взвешивание. В регионе три таких объекта — Ильич в Темрюкском районе, Чемитоквадже в Сочи и еще один во Владимировке, под Новороссийском. Нарушения караются достаточно жестко. Если машина имеет массу более допустимого законодательством значения, ее владелец рискует получить штраф. Если дозволенный вес был превышен на 2-10% и при этом разрешение на «перевес» не было оформлено у собственника магистрали, взыскание будет следующим: водитель заплатит 1,5 тысячи рублей, должностное лицо — 15 тысяч рублей, юридическое — до 150 тысяч. При перегрузе в пределах 20-50% штрафы повышаются кратно — 3,5 тысячи, 50 тысяч и 500 тысяч соответственно.

Полномочия весового контроля в регионе реализует межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.

Нарушителей стало меньше

Один из самых важных объектов в системе — стационарный пункт весового контроля под Новороссийском. Через него к морскому порту везут на экспорт различные грузы. Летом в основном это пшеница и сельскохозяйственные продукты из Краснодарского края и соседних Ставрополья, Ростовской области, Дагестана, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии. Трафик очень плотный. В сутки по этой дороге в высокий сезон может проезжать около двух тысяч грузовых автомобилей.

— У нас в наличии двое весов, — рассказывает «Юг Times» о принципах работы поста главный государственный инспектор отдела контроля международных автомобильных перевозок МУГАДН по КК и РА Владимир Еременко. — Одни динамические. Они взвешивают автомобиль в движении. При этом скорость транспортного средства не должна превышать 40 километров в час. Вторые весы — стационарные. Если первые показывают превышающие нормы значения, машина взвешивается в статике. Сотрудников на посту трое. Один на дороге, второй фиксирует показания приборов в помещении, третий оформляет протоколы. Причем не только по факту перевеса, также проверяется наличие тахографа и аппарата системы «Платон».

По словам инспектора, в последние годы нарушений становится меньше.

Водителям, перевозчикам и грузоотправителям сегодня не хочется платить солидные штрафы, которые в отдельных случаях могут достигать миллиона рублей.
Причем какие-то коррупционные действия исключены. Информация о взвешивании сразу же, в автоматическом режиме, поступает в центральную базу данных Ространснадзора. Инспектор, направляющий транспортное средство на весы, не может оценить масштабы нарушения. А уже непосредственно в помещении ведется аудио- и видеозапись.

Попадались все

Однако через пункт весового контроля обычно едут те, кому бояться нечего или кого ожидают совсем незначительные штрафные санкции: либо у водителя отсутствует тахограф, либо аппарат системы «Платон».

— В Краснодарском крае практически нет компаний, которые бы мы не штрафовали за перегруз, — подмечает заместитель начальника отдела контроля международных автомобильных перевозок МУГАДН по КК и РА Виталий Андрющенко. — Например, некоторое время воевали с АО «Тандер». Очень много автомобилей этого грузоотправителя выпускали на линию с перегрузом. Насколько мне известно, на предприятии теперь есть свой весовой контроль. Та же ситуация и с «Очаково».

Технология обмана

У опытных дальнобойщиков имеются свои способы обхода системы. Кто-то намеренно пытается «играть тормозом», иные превышают скорость, самые отчаянные проносятся мимо. Тематических видео об изобретательности дальнобойщиков у инспекторов — великое множество.

Уникальность поста во Владимировке в том, что, к сожалению, огромная часть водителей большегрузов умудряются уходить от ответственности. Они объезжают динамические весы через организованную рядом парковку.

Поэтому оснований для остановки транспорта, даже если у него перевес, нет. Превышение допустимой массы опытный инспектор способен определить на глаз.
— В течение нескольких лет мы неоднократно обращались по этому поводу не только к собственнику автодороги, но и в другие инстанции, — утверждает Виталий Андрющенко. — Однако все попытки навести порядок успехом не увенчались. При этом не нужно тратить огромные средства на дополнительное оборудование. Необходимо лишь перенести выезд на 30 метров — так, чтобы он пересекал динамические весы. Такая мера позволила бы в несколько сотен раз снизить нагрузку на магистраль и обеспечить дополнительные поступления в бюджет.

Бонус за парковку

С одной стороны, стоянка серьезно разгружает дорогу: вдоль обочин уже несколько лет не скапливаются большегрузы в ожидании вызова в морской порт. Но с другой, она дает возможность грузовикам миновать весовой контроль. Бизнес, организованный ООО «Новороссийский терминал», наносит серьезный ущерб государству, как минимум, в виде разбитых дорог.

Не стоит забывать и о том, что перегруз выгоден отправителю товара, который получит бонус из казны при возврате налога на добавленную стоимость.
Масштабы предпринимательской деятельности впечатляют. Ежегодно компания декларирует порядка 50 миллионов рублей прибыли. Ведь стоянка платная — от 900 рублей в сутки, в зависимости от времени нахождения на ней автотранспорта. Летом на парковке скапливается до 1000 автомобилей ежедневно. И у всех дополнительный бонус — штраф за перегруз исключен.

Кто разрешил?

Организация столь привлекательного бизнеса невозможна без согласований с различными государственными структурами. Прежде всего со службой, которая отвечает за безопасность дорожного движения — ГИБДД. Интересно, кто и когда выдавал соответствующее разрешение? И почему Госавтоинспекция не обращает внимание на столь вопиющее нарушение?

Имеются вопросы и к собственнику магистрали — Федеральному государственному агентству «Росавтодор», которое отвечает за сохранность дорожного полотна. Без разрешения этой компании организация перехватывающей парковки вряд ли возможна. Самый главный из них: почему выезд из площадки ООО «Новороссийский автотерминал» минует динамический пост весового контроля? Ведь в результате у инспектора нет законных оснований, чтобы взвесить транспортное средство.
И, наконец, третья сторона, от которой редакции хотелось бы получить внятный ответ, — это собственник парковки ООО «Новороссийский автотерминал».
Интересно, есть ли весовой контроль на этой площадке, куда поступает информация о перегрузе, и какие санкции выписываются нарушителям?

Читать еще:  Как снять моторчик печки на ваз 2114

По данным «Юг Times», оборудование на парковке отсутствует. Но даже если весы имеются, информация о перегрузе должна поступать в компетентные органы. Наше издание уже направило соответствующие запросы. Ждем ответов. О результатах, разумеется, сообщим читателям.

Поднятый кузов езде не помеха: самосвалы против мостов и дорожных знаков 16:42, 14 августа 2018 Версия для печати

Забывчивые водители самосвалов часто выезжают на дорогу с поднятым кузовом. Ничем хорошим это не заканчивается.

31 июля на Ярославском шоссе под Москвой произошло курьезное ДТП. Самосвал, ехавший с поднятым кузовом, снёс пешеходный мост. К счастью, пешеходов на мосту в момент аварии не было, но рухнувшая конструкция сделала невозможным проезд по автодороге. Движение на северо-востоке столицы было парализовано, тысячи москвичей опоздали на работу.

Правоохранительные органы не стали комментировать этот инцидент, но по всей видимости причиной ДТП стала рассеянность водителя, забывшего о поднятом кузове. Этот случай нельзя назвать единичным: водители самосвалов и другой спецтехники, оснащенной крупногабаритными кузовами и раздвижными агрегатами, периодически становятся героями новостных сводок.

ДТП в России.

В 2015 году на Ярославке произошло похожее ДТП. Всё могло обернуться куда серьёзнее, ведь тогда по мосту шли люди. К счастью, сооружение хоть и покачнулось, но выдержало удар поднятого кузова. Пешеходы не пострадали.

А в июне этого года похожий случай произошел в Башкирии, на автодороге Уфа — Аэропорт. И на этот раз пешеходный мост достойно выдержал удар, остановив самосвал. Обошлось без пострадавших; судя по видео, даже машина не получила серьезных повреждений.

. и за рубежом

Похожее ДТП произошло в 2017 году в США. В городе Хьюстон (штат Техас) водитель самосвала выехал на хайвэй, забыв опустить кузов. Ехавшие рядом с ним автомобилисты пытались подать сигнал забывчивому американцу, но тот по какой-то причине не услышал гудки клаксонов. Поднятый кузов обрушил балку, на которой были закреплены дорожные знаки; самосвал при этом «улёгся» на бок.

Еще одна похожая авария произошла в Канаде, неподалеку от городка Репантиньи (провинция Квебек). Самосвал двигался по хайвею с внушительной скоростью. Удивительно, но поднятый кузов машины был наполнен песком, поэтому столкновение с мостом оказалось особенно зрелищным.

А буквально несколько дней назад похожий инцидент — правда, с участием автокрана, а не самосвала — произошел в американском городке Уилмингтон (штат Северная Каролина). Водитель автокрана забыл опустить стрелу и, двигаясь по трассе, сначала оборвал электропровода, а затем чуть не снёс опорную балку, на которой был закреплен светофор. Балка оказалась прочнее: стрела крана обломилась и упала на проезжающую рядом легковушку. К счастью, обошлось без пострадавших.

Почему так случается?

ДТП с самосвалами и другой габаритной спецтехникой происходят и в России, и за границей. Случай, произошедший в конце июля на Ярославском шоссе, нельзя назвать уникальным. Председатель профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко уверен, что виной всему — низкий уровень профессиональной подготовки водителей, которые просто забывают опустить кузов после выгрузки.

Впрочем, нельзя исключать и технические неполадки. Так в Министерстве транспорта Московской области вскоре после ДТП сообщили, что подъем кузова был самопроизвольным. Впрочем, и самопроизвольный подъем может произойти по вине водителя – в этом уверены журналисты «Комсомольской правды», предложившие такую версию развития событий:

По словам авторемонтников, самосвалы «Вольво» изначально оборудованы двумя кнопками, которыми можно поднять и опустить кузов. Это своего рода двойная система безопасности: если с одной кнопкой что-то случается, можно использовать вторую. Однако отечественные умельцы часто предпочитают пользоваться только одной из них, а у второй обрезают провода. По версии экспертов, транспортное средство могло налететь на выбоину в асфальте, из-за чего единственная кнопка самопроизвольно пришла в движение и подняла кузов.

Понятно, что в каждом конкретном случае причины могут отличаться. Но как бы там ни было, водителям самосвалов можно посоветовать быть внимательными, следить за поведением машины и почаще смотреть в боковые зеркала: тогда мосты, светофоры и дорожные знаки останутся в целости и сохранности.

Платон взвесит всех: на трассах установят автоматические весы

Не успели транспортники опомниться от того, что с 15 апреля тариф системы Платон на проезд по федеральным трассам повысится в два раза (3,06 ­руб/км вместо 1,53), как пришло новое известие, касающееся грузовых перевозок.

На заседании Минтранса, которое состоялось 27 февраля, было решено, что к концу 2020 года на федеральных трассах появятся 387 пунктов автоматического взвешивания грузовиков. Автомобили будут взвешивать на ходу, без остановки — с фото- и видеофиксацией, а нарушителям станут рассылать «письма счастья».

При этом вполне вероятно, что систему автоматического взвешивания интегрируют с тем же Платоном, тем более что местонахождение половины весовых пунктов совпадает с расположением рамок Платона. По расчетам компании «РТ-Инвест Транспортные Системы», которая является оператором Платона, такая интеграция позволит ­сэкономить 40% капитальных вложений. Снизу весы, сверху рамка с камерами — тотальный контроль!

А штрафы за перегруз впечатляют: даже при превышении полной массы на 2—10% и фиксации нарушения на фото- или видеокамеру владельцу автомобиля придется заплатить 150 тысяч, если перегруз составляет более 50% — уже полмиллиона.

И мы с этим совершенно согласны. Перегруз — бич наших дорог, и его надо выжигать каленым железом. Достаточно вспомнить страшные аварии с такими самосвалами (как правило, китайскими, с переразмеренными кузовами). Кстати, мы в свое время проводили эксперимент, загрузив трехосные МАЗ и Shaаnxi песком «с горкой». И знаете, сколько они весили при нормативе 25 т? Минский самосвал — 44 т, а китайский — все 54.

Читать еще:  Ремонт land rover range rover sport

В 2011 году мы провели эксперимент, загрузив самосвалы песком по ­полной. Оказалось, что МАЗ весил 44 т, а Shaanxi — 54, притом что разрешено лишь 25

А в какое состояние от перегруза приходят наши дороги, я видел в прошлом году под Сыктывкаром, где поработал водителем лесовоза. Перевозчики леса поголовно ездят перегруженными (оказалось, что автопоезд, которым я управлял, перегрузили на 15 т), а местная федералка разбита до такой степени, что в некоторых местах приходилось сбавлять скорость до нуля. И пункт весового контроля на трассе был закрыт — случайно ли?

Этот снимок я сделал год назад под Сыктывкаром, на федеральной трассе Р-176 Вятка. По ней снуют перегруженные лесовозы, асфальт разбит донельзя, а пункт весового контроля не работает!

Между тем автоматические весы в нашей стране уже ­кое-где работают, и Росдормониторинг ежемесячно выкладывает в интернет данные о нарушителях.

Чемпион нынешнего февраля — перевозчик, которому принадлежит четырехосный самосвал Volvo FM. Эта машина 57 раз за месяц (то есть дважды в день) проехала через весы под Новосибирском со средним превышением допустимой нагрузки на ось 22%. Потенциальный штраф, по данным Росдормониторинга, — 22,8 млн рублей: в состоянии ли будет владелец машины заплатить эту сумму или сразу обанкротится?

Информация о нарушителях ежемесячно обновляется на сайте Росдормониторинга

Второе место — у лесовозчика под Архангельском, тоже на Volvo FM и с прицепом. Электроника зафиксировала 31 проезд через весы со средним превышением допустимой массы на 78%, а максимальный вес автопоезда составил аж 89,21 т при разрешенных 44. Штраф — 15,5 млн рублей.

На третьем месте тоже лесовозчик и тоже под Архангельском, но на МАНе: он превысил допустимую массу на 77%, ­чуть-чуть не дотянув до серебряного призера. Зафиксированный максимум — 84,88 т, потенциальный штраф — 14,5 млн рублей.

Продолжают отжигать и самосвальщики: в феврале под Калининградом через весы почти ежедневно проезжал MAN TGA, который весил больше положенного в среднем на 63%.

У кого-нибудь остались вопросы по поводу того, что творится на наших дорогах? И никакие оправдания типа «как же нам еще заработать» тут не прокатят. Кстати, в 2015 году во время всероссийской акции «На дорогу — без перегруза!» Ространснадзор установил, что 27% грузовиков едут с нарушением допустимых весовых параметров.

Американская компания Cat Scale установила на крупных грузовых паркингах системы добровольного взвешивания

Разумеется, весовой контроль для грузовиков давно существует и в Европе, и в США — причем американская компания Cat Scale даже установила на «трак-стопах», крупных грузовых паркингах, системы добровольного взвешивания. Если затем водителя поймает дорожная полиция за перегруз и окажется, что результаты добровольного взвешивания неверные, Cat Scale обязуется полностью возместить штраф!

А у нас пока тайга — закон, и перегруз — хозяин. Недавно я побывал под Вологдой, где спросил местных лесовозчиков о весовом контроле. Он там выездной, и если водитель груженого состава узнает о «спецоперации» по рации или мобильнику, то просто бросает автопоезд (естественно, перегруженный на ­10—15 т, как у нас любят) на обочине и идет на базу пешком. А когда опасность минует, возвращается за машиной.

Непростые будни водителя самосвала

9 сентября в Свердловской области произошло жуткое ДТП с участием грузового автомобиля с полуприцепом-самосвалом, в котором погибли 8 человек. Не знаю истинных причин аварии. Хочу просто описать рабочие будни водителя, работающего на пескаче. Сам некоторое время трудился на такой машине. Итак: рабочий день водителя начинается с 12 часов ночи. В день необходимо сделать норму в 3 рейса, при этом расстояние до места разгрузки 100-150 километров. Минимум за сутки я проезжал 700 километров, максимум 1000. Приключения начинаются прям с первой загрузки на карьере. Я возил песок без перегруза, по норме, на выходе из карьера общий вес не должен был превышать 42 тонн ( на другом карьере норма была меньше на 750 килограмм, с чем это связано не знаю, возможно с погрешностью весов).

Во-первых дороги на большинстве карьеров- это тихий ужас, и магистральный тягач просто вязнет в колеях. Если погрузчик насыпет тебе больше хотя бы на 300 килограммов, то нужно ехать ещё круг по карьеру разгружаться до нормы, но не абы где, а в месте погрузки, иначе штраф. С данной разгрузкой тоже морока-или кидай совковой лопатой или поднимай по-маленьку кузов и жди чтоб часть песка высыпалась, но высыпаться может много, и тогда ещё берешь талончик и едешь опять круг на догруз, и так до тех пор, пока общий вес не придёт в норму, примерно от 36500 килограмм до 42000. Заезд на весы во многих карьерах разбитый и приходиться проявлять чудеса водительского пилотажа, что бы туда заехать, ничего не сломав на весах и самом грузовике.

Второе: мой грузовик был «привязан» и я постоянно ходил со скоростью «всего-лишь» 89 км/ч. Коллеги с отвязанными тягачами зажигали на скоростях от 90 до 120, кто на что способен, при чём не взирая на вес.

Третье: иногда приходиться подстраиваться под режим работы объектов на выгрузке- стройки, заводы и тд. Если на месте выгрузки песок или шебень не принимают круглосуточно то это тоже лишние гонки и нервы.

Четвертое: в зимнее время кузов полуприцепа-самосвала просто необходимо посыпать/поливать солью, иначе песок примёрзнет к бортам и на разгрузке самосвал ляжет на бок. Пятое: на сон у водителя остаётся не больше ДВУХ ЧАСОВ(. ) в сутки. Нет, это я не правильно сказал- два часа это ещё шикарно. Бывает и час всего по 15 минут урывками. И так трудишься 5-6 дней, но в сой единственный выходной ты не лежишь дома на диване, потягивая пивко, а крутишь гайки под самосвалом.

Читать еще:  Как отключить иммобилайзер ваз 2110

Шестое: Ни о каком полноценном ТО и ремонте на пескаче не может быть и речи, ремонтируешся прямо в рейсе, ночью, под дождём, на магистрале под фонарём, ещеминутно ожидая что тебе в зад влетит такой же самосвал, с уснувшим водителем за рулём.

Седьмое: Ещё раз про сон. Сам я лично засыпал на фуре 2 раза, и чудом, чудом не разбился и никого не задавил. Будь ты хоть Сильвестром Сталлоне, но организму надо спать и 12 часов за шесть суток явно не достаточно. Что там говорят что в России катаются по тахографу- это полная чушь, 500 р гаишнику в документы передал и он на него не взглянет. Да они и так знают что по нормам никто не работает, иначе самосвал будет приносить только убытки.

Восьмое: Cтресс. Водитель пескача постоянно на нервах- недосып, поломки машины, пробки, хреновые дороги в карьере, ругань с диспетчерами, гаишники и много ещё чего. В таких условиях не идёт никакой речи о безопасности дорожного движения.

Девятое: Быстрый износ машины. Работа на раздолбанных карьерных дорогах, бешенные пробеги и отсутствие вменяемого ТО убивают новый европейский грузовик за 3-4 года. И вот получается, то тормозов нет, панель вся моргает об ошибках, ужас короче.

Я впечатлениях от новости об очередном смертельном ДТП решил написать об некоторых аспектах работы водителя грузовика. Минусов в этой работе ещё больше, и куча мелочей разных. У данного водителя могло открутиться колесо, потому что он заёбан до полусмерти такой работой, мог уснуть, мог сердечный приступ произойти. В нашей стране, как организованы перевозки сыпучих материалов, это кошмар. Безопасность не интересует фирму/хозяина/заказчика, нужны только доходы. Пока жёстко не будут наказывать за тахограф, не полторы тысячи, как сейчас, а на солидные суммы и не будут жёстко следить за техническим состоянием техники, ничего не измениться. Щас ведь как- купил страховку- техосмотр в подарок. А там может ни одно колесо из 10-12 не тормозит. Вот такие делишки.

Поднятый кузов езде не помеха: самосвалы против мостов и дорожных знаков 16:42, 14 августа 2018 Версия для печати

Забывчивые водители самосвалов часто выезжают на дорогу с поднятым кузовом. Ничем хорошим это не заканчивается.

31 июля на Ярославском шоссе под Москвой произошло курьезное ДТП. Самосвал, ехавший с поднятым кузовом, снёс пешеходный мост. К счастью, пешеходов на мосту в момент аварии не было, но рухнувшая конструкция сделала невозможным проезд по автодороге. Движение на северо-востоке столицы было парализовано, тысячи москвичей опоздали на работу.

Правоохранительные органы не стали комментировать этот инцидент, но по всей видимости причиной ДТП стала рассеянность водителя, забывшего о поднятом кузове. Этот случай нельзя назвать единичным: водители самосвалов и другой спецтехники, оснащенной крупногабаритными кузовами и раздвижными агрегатами, периодически становятся героями новостных сводок.

ДТП в России.

В 2015 году на Ярославке произошло похожее ДТП. Всё могло обернуться куда серьёзнее, ведь тогда по мосту шли люди. К счастью, сооружение хоть и покачнулось, но выдержало удар поднятого кузова. Пешеходы не пострадали.

А в июне этого года похожий случай произошел в Башкирии, на автодороге Уфа — Аэропорт. И на этот раз пешеходный мост достойно выдержал удар, остановив самосвал. Обошлось без пострадавших; судя по видео, даже машина не получила серьезных повреждений.

. и за рубежом

Похожее ДТП произошло в 2017 году в США. В городе Хьюстон (штат Техас) водитель самосвала выехал на хайвэй, забыв опустить кузов. Ехавшие рядом с ним автомобилисты пытались подать сигнал забывчивому американцу, но тот по какой-то причине не услышал гудки клаксонов. Поднятый кузов обрушил балку, на которой были закреплены дорожные знаки; самосвал при этом «улёгся» на бок.

Еще одна похожая авария произошла в Канаде, неподалеку от городка Репантиньи (провинция Квебек). Самосвал двигался по хайвею с внушительной скоростью. Удивительно, но поднятый кузов машины был наполнен песком, поэтому столкновение с мостом оказалось особенно зрелищным.

А буквально несколько дней назад похожий инцидент — правда, с участием автокрана, а не самосвала — произошел в американском городке Уилмингтон (штат Северная Каролина). Водитель автокрана забыл опустить стрелу и, двигаясь по трассе, сначала оборвал электропровода, а затем чуть не снёс опорную балку, на которой был закреплен светофор. Балка оказалась прочнее: стрела крана обломилась и упала на проезжающую рядом легковушку. К счастью, обошлось без пострадавших.

Почему так случается?

ДТП с самосвалами и другой габаритной спецтехникой происходят и в России, и за границей. Случай, произошедший в конце июля на Ярославском шоссе, нельзя назвать уникальным. Председатель профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко уверен, что виной всему — низкий уровень профессиональной подготовки водителей, которые просто забывают опустить кузов после выгрузки.

Впрочем, нельзя исключать и технические неполадки. Так в Министерстве транспорта Московской области вскоре после ДТП сообщили, что подъем кузова был самопроизвольным. Впрочем, и самопроизвольный подъем может произойти по вине водителя – в этом уверены журналисты «Комсомольской правды», предложившие такую версию развития событий:

По словам авторемонтников, самосвалы «Вольво» изначально оборудованы двумя кнопками, которыми можно поднять и опустить кузов. Это своего рода двойная система безопасности: если с одной кнопкой что-то случается, можно использовать вторую. Однако отечественные умельцы часто предпочитают пользоваться только одной из них, а у второй обрезают провода. По версии экспертов, транспортное средство могло налететь на выбоину в асфальте, из-за чего единственная кнопка самопроизвольно пришла в движение и подняла кузов.

Понятно, что в каждом конкретном случае причины могут отличаться. Но как бы там ни было, водителям самосвалов можно посоветовать быть внимательными, следить за поведением машины и почаще смотреть в боковые зеркала: тогда мосты, светофоры и дорожные знаки останутся в целости и сохранности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector